Пн-Пт 9-18
Каталог

Подробно про такелаж

Бонусная программа

Содержание:

Каждый человек, интересующийся техникой и строительством, непременно слышал загадочное слово «такелаж». В отличие от морской терминологии, где этот термин обозначает всю корабельную оснастку преимущественно парусного судна, в технике он касается только погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. Обобщенно можно сказать, что такелаж — это набор приспособлений для поднятия тяжестей и закрепления грузов во время перевозки.

От этого слова произошло и определение «такелажные работы». Это все действия, которые связаны с перемещением тяжелых предметов и материалов в упаковке. Работы эти достаточно опасные и требуют применения специального снаряжения, позволяющего выполнить надежный захват груза и удержание его в требуемом положении.  Все такелажные приспособления можно разделить на две группы — гибкие и жесткие. Первые предназначены для фиксации груза во время транспортировки по вертикали и горизонтали, а вторые — для крепления гибкого такелажа к грузоподъемному механизму.

Гибкие соединения

Это различные тросы, канаты и цепи, которые используются в роли строп, растяжек, вант и обвязок. Отличаются как структурой и материалом изготовления, так и внешним видом и сферой использования.

Цепи

Это стальные конструкции, состоящие из скрепленных между собой круглых или овальных звеньев. Благодаря этому отличаются высокой гибкостью. Для такелажных работ используются цепи со сварными звеньями, как более надежными, чем просто гнутые. Цепи используются для фиксации грузов методом растяжки и обвязки. Также применяются в виде оснастки подъемных кранов и как привод лебедок.

Звенья цепи отличаются прочностью во всех направлениях, что позволяет ставить на обвязанные цепью предметы различные тяжести без риска повредить крепеж. Цепи обладают низкой упругостью, что дает возможность фиксировать громоздкие детали машин и строительные конструкции без риска, что во время перевозки нарушится их равновесие.

Тросы

Это сплетенные в один жгут стальные жилы. Проволока при скручивании деформируется, и трос сохраняет свою форму при любых нагрузках. При этом он гибкий и достаточно легкий. От цепи отличается меньшим диаметром, что позволяет наматывать его на компактные валы и барабаны лебедок. Трос одинаковой с цепью длины и прочности занимает в намотанном состоянии в несколько раз меньше места.

Используются тросы, как и цепи — для растяжек, обвязки и в качестве тяг и строп. Тросы чувствительны к перегибам с малым радиусом — при этом могут повреждаться отдельные нити, что приводит к ослаблению всего жгута. Также на тросы не рекомендуется ставить большие тяжести — он может сплющиться и потерять значительную часть прочности.

Канаты

Это те же тросы, но сплетенные из растительных или синтетических волокон. Натуральные канаты следует беречь от переувлажнения и длительного пребывания на солнце. Синтетические нити более стойкие, но некоторые материалы так же не любят ультрафиолета.

Сфера применения канатов та же, что и у тросов, но они более гибкие и позволяют вязать узлы. При отсутствии элементов крепежа из категории  жесткого такелажа, вполне допустимо завязать крепкий узел, который по удерживающей способности не уступит зажиму для троса или карабину.

Жесткий такелаж

Это различные детали, порой достаточно сложной формы, позволяющие соединять и фиксировать цепи, тросы и канаты и выдерживать статические и динамические нагрузки. Сюда относятся:

Это стальные детали, прочность которых не уступает гибкому такелажу, а часто и превышает ее. При выборе деталей жесткого такелажа необходимо тщательно проверять параметры, чтобы допустимые нагрузки находились в безопасном диапазоне.

Скобы

Форма скобы — подковообразная. По краям проделаны отверстия, в которые вставляется фиксирующий палец или болт. По функционалу напоминает звено стальной цепи. Обычно скоба используется как оконечная деталь канатного, цепного или тросового крепежа при стационарной фиксации груза. При динамических работах, например, поднятии или перетягивании грузов используются скобы, в которых палец фиксируется резьбовой гайкой  и шпилькой, исключающих рассоединение.

Талреп

Достаточно сложная конструкция из двух крюков с резьбой, вкрученных в стальную рамку. При проворачивании крюка он сдвигается по резьбе и натягивает гибкий такелаж. Талрепы могут оснащаться болтами с кольцами, в таком случае для фиксации тросов и цепей используются карабины, скобы и другие концевые детали. Некоторые модификации талрепов вместо рамки оснащаются трубкой с внутренней резьбой.

Карабины

Быстроразъемное соединение, напоминающее скобу. Вместо неподвижного болта или пальца, используется поворотная часть корпуса, которая фиксируется зажимом или накидной гайкой. Используются всюду, где необходимо быстро и надежно соединить две части гибкого такелажа, или присоединить трос к скобе.

Рым-болты

Это обычный болт со стандартной резьбой, на котором вместо шестигранной головки под ключ установлено кольцо, позволяющее зафиксировать трос, канат или цепь. Если на основании предусмотрены анкеры с резьбой, то используется рым-гайка. Это то же кольцо, но с внутренней резьбой.

Коуш

Изогнутая под заданным радиусом пластина, вокруг которой формируется петля троса. Задача коуша — не допустить деформации троса и его заламывания.

Кроме названных, при такелажных работах используется еще десяток других видов деталей, о которых более подробно будет рассказано в следующих статьях цикла.